Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Задачей любого современного государства является обеспечение социального и экономического благополучия. Государство, провозглашающее себя «социальным» и «правовым», не может уклоняться от социальной обязанности компенсации ущерба лицами, действующими от имени государства и иных публично-правовых образований, поскольку правовое государство - это ответственное государство.
Восстановление нарушенных прав лиц, пострадавших в результате деятельности субъектов, обладающих публично-властными полномочиями, является отнюдь не «благодеянием» со стороны публичных субъектов, а объективной социально-экономической и этической необходимостью и непременным условием развития демократического общества и государства.
Правовая наука должна предоставить инструментарий для привлечения публично-правовых образований к компенсаторной имущественной ответственности, которая применительно к названным субъектам права представляет собой гражданско-правовую ответственность.
Однако в силу сложности правового статуса публично-правовых образований следует рассматривать проблему их ответственности с позиций межотраслевого правового регулирования отношений, возникающих в результате причинения вреда физическим и юридическим лицам публичными субъектами.
Целью работы является комплексное изучение института гражданско-правовой ответственности государства за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, формулировании теоретических выводов и практических предложений, направленных на развитие юридической науки, законодательства и правоприменительной практики в данной области.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- теоретическая проработка существующих в науке концепций об ответственности государства в рамках рассматриваемых вопросов;
- анализ особенностей гражданско-правовой ответственности органов публичной власти;
- рассмотрение основания гражданско-правовой ответственности публичных субъектов;
- раскрытие особенностей правового регулирования отдельных видов гражданско-правовой ответственности публичных субъектов;
- изучение и анализ правоприменительной практики в исследуемой области.
Объект исследования работы составляет комплекс правоотношений, возникающих в связи с причинением вреда незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц.
Предметом исследования является институт гражданско-правовой ответственности государства, теоретические работы ученых - юристов, посвященные проблемам гражданско-правовой ответственности за причинение вреда осуществлением власти.
Методологической основой исследования выступает диалектическая логика в ее материалистической трактовке как ведущий общенаучный метод и ряд частнонаучных методов: аналитический метод системного анализа и формально-логический метод.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ, ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ ИХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ
1.1 Особенности гражданско-правовой ответственности органов публичной власти
Гражданское право расширяет и уточняет ст. 53 Конституции РФ «каждый человек имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными деяниями органов государственной власти или же их должностных лиц». Эта конституционная норма обеспечивается благодаря ряду законодательных актов, в том числе Гражданским кодексом Российской Федерации. Данные гражданские правоотношения возникают между лицами и государственными органами, они вызывают необходимость в ряде преобразований в нормативных актах.
Статья 1096 ГК РФ говорится, что деликатная ответственность государственных и муниципальных органов, а так же их должностных лиц перед физическими и юридическими лицами возмещается при помощи государственной казны России.
Деяния, совершаемые государственными и муниципальными органами, можно квалифицировать как действие и бездействие. В свою очередь, действие — это непосредственное вынесение органами власти правовых актов, приказов, постановлений и т. п. А бездействием является пассивная деятельности публичных образований и невыполнении ими возложенных на них задач .
В ст. 1071 ГК РФ законодатель устанавливает представителем казны финансовые органы, при условии, если иное не предусмотрено законом, и такая обязанность не возлагается на иных участвующих субъектов.
Итак, получается, что казна не может выступать как ответчик в делах о возмещении вреда по той причине, что сама казна принадлежит государству, следовательно, государство и будет являться ответчиком.
Из этого следует одна из главных проблем: Различными нормативно- правовыми актами законодательства РФ установлена ответственность государственных органов в виде дисциплинарной, административной, уголовной и гражданско-правовой. При этом, в законах не уточняется, будет ли сам государственный служащий, допустивший нарушение привлечен к гражданско-правовой ответственности, но в регрессном порядке . В статье 1081 ГК РФ отмечается, что Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным статьями 1069 и 1070 настоящего Кодекса имеют право регресса к должностному лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение. Однако, Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным статьями 1069 и 1070 настоящего Кодекса только имеют право, но далеко не всегда пользуются правом регресса. Все возмещения идут из государственной казны, которая является бюджетом РФ и по своей сути принадлежит народу. Следовательно, государственному служащему, нанесшему вред своими действиями необходимо восполнять государственную казну. Суть регрессной ответственности в том, что она может быть применена лишь после того, как публичное образование возместит вред (так как оно является основным должником). Итак, остаётся нерешенным вопрос о возложении на должностное лицо гражданско-правовой ответственности в порядке регресса .
С целью решения этой проблемы, необходимо внести изменения в законодательную базу Российской Федерации.
Так как п. 3. 1 статьи 1081 ГК РФ «Право регресса к лицу, причинившему вред» имеет диспозитивный характер и обозначает только возможность применения данной санкции к государственным служащим. Предлагается внести уточнения в Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» в ст. 14 « Ответственность государственных служащих». П. 5 ст. 14 № 119-ФЗ следует раскрыть подробнее. В этом пункте отмечается: 5. Государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.
Предлагается внести следующие уточнения:
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 11. Ст. 1416.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 03.08.1998. -№ 31. - Ст. 3823.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 05.12.1994.-№32,- Ст. 3301.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29.01.1996.-№ 5.- Ст. 410.
Судебная практика
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» / / Бюллетень Верховного Суда РФ. № 9. сентябрь, 2019.
6. Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18.12.2019 № 881668/2019 // СПС Консультант Плюс. (Дата обращения 10.04.2023).
7. Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 04.09.2019 по делу № 33-17093/2019 // СПС Консультант Плюс. (Дата обращения 10.04.2023).
Литература
8. Агаджанова Л. Д Теоретические аспекты обоснования юридической ответственности государства за вред, причиняемый при осуществлении властно-публичных функций // Актуальные проблемы правоприменения и управления на современном этапе развития общества. 2021. № 10. С. 243—245.
9. Болдырев В.А. Органы власти как участники гражданского оборота и выразители интересов публичных образований // Право и экономика. 2018. № 6. С. 33 - 37.
10. Васильева Е.С., Рейдель Л.Б. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный незаконными действиями государственных органов // В сборнике: Общество в контексте социокультурных трансформаций. Сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции. Биробиджан, 2022. С. 45-47.
11. Добровинская А.В. Убытки в гражданском праве // Юрист. 2018. № 12. С. 9
12. Жметкин Р.Г. Гражданско-правовая ответственность государства и иных публичных образований: Дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2014. 207 с.
13. Звонарев А. А. Развитие института обязательств вследствие причинения вреда органами и должностными лицами публичной власти в российском праве // Эволюция российского права. 2021. С. 440—445
14. Комягин Д.Л. Субсидиарная ответственность в публичных правоотношениях // Реформы и право. 2017. № 1
15. Малеин Н.С. Возмещение вреда, причиненного личности. М.: Юридическая литература, 1965. 237 с.
16. Матвеев Г.К. Основания гражданско-правовой ответственности. М.: Юридическая литература, 1970. 235 с.
17. Райхер В.К. Вопросы ответственности за причинение вреда // Правоведение. 1971. № 5. С. 58.
18. Савиных В.А. Субсидиарная ответственность: экономическое содержание и правовая сущность // Вестник ВАС РФ. 2012. № 12. С. 59 - 69.
19. Слыщенков В.А. Участие государства в отношениях, регулируемых гражданским правом: к вопросу о правовом положении государственных органов // Вестник гражданского права. 2018. № 6. С. 58 – 91.
20. Тактаев И. А. Ответственность публично - правовых образований за вред, причиненный их органами и должностными лицами: дис....канд. юрид. наук. - М., 2003. 186 с.
21. Тархов В.А. Ответственность по советскому гражданскому праву. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1973. 260 с.
22. Шугрина Е.С. Муниципальное право: Учебник. М.: Норма; Инфра-М, 2018. 432 с.
23. Шугрина Е.С. Муниципальное право: Учебник. М.: Норма; Инфра-М, 2012. С. 323.